moonwalker004 (moonwalker004) wrote,
moonwalker004
moonwalker004

Categories:
  • Location:
  • Music:

Кавказ: Дигорское ущелье (цырты Дзинаги)

Адыгея - Пятигорск - Северная Осетия - Ингушетия - Ставрополь - Ейск

Дзинага - осетинское село в конце дороги, оттуда начинается пеший трек на Караугомский ледник, за которым уже находится Грузия. Там же находится погранчасть, где необходимо получить пропуск в пограничную зону, если идти на ледник. Неизвестно, что мне мешало получить этот пропуск в тот день заранее, а не стоять перед закрытыми дверьми на следующий день, но это уже другая история. Пока что вернемся к Дзинаге, а точнее, к “Цыртам”, специфическим осетинским надгробиям, символически изображающие умершего, с которыми я впервые столкнулся именно в Дзинаге.

Пишут, что цырты - исторические могильные памятники, пришедшие еще от скифов, а затем через средневековую Аланию трансформировались у осетин в такие надгробия, которые существовали наравне с традиционными фамильными склепами. Символика несложная - солярный символ на месте “головы”, символическая мужская или женская одежда (в зависимости от пола умершего), изображения необходимых вещей (например коней), которые понадобятся умершему в загробной жизни, иногда надписи, которые не могут прочитать сами осетины. Изображения коней, говорят, имеют и древние корни индо-иранского ритуала посвящения коня покойному, а мы помним, что осетины - ираноязычные.

Хозяин нашего гостевого дома, который сам родом из Дзинаги и которому сейчас на вид лет 70, говорил, что эти надгробия уже считались древними и смысл изображений был потерян, когда он был еще ребенком. Но на деле найти необходимую информацию в интернете оказалось несложно (спасибо френдам в ФБ). Но это все я уже прочитал потом, поначалу я просто ходил по старому кладбищу и удивлялся.

Еще один интересный монумент - портрет Сталина на камне недалеко от нашего гостевого дома. Я уже, кажется, упоминал, что память о Сталине в Осетии чтят, в отличие от всех других республик Северного Кавказа, ему ставят монументы, его именем называют улицы. Осетины считают Сталина своим, осетином, ведь он родился в Гори, совсем недалеко от границы Грузией с Южной Осетией. Все попытки критики деятельности вождя в разговорах с хозяином гостевого дома натыкались на полное непонимание, граничащее с враждебностью, поэтому в дальнейшем я стал обходить эту скользкую тему стороной. Ведь хозяин гостевого дома нам еще пригодится, кто же будет разжигать нам угли на мокром от непрекращающегося дождя мангале? Ну и отказаться от предложения выпить вместе с хозяином водки во славу Осетии мы, разумеется, тоже не смогли.

IMG_9272
Цырты в Дзниаге

IMG_9258
Портрет вождя

IMG_9259

IMG_9261

IMG_9262

IMG_9264
А чей это портрет, я так и не узнал

IMG_9264
Традиционный склеп, туда уместятся останки до 100 человек

IMG_9266
И цырты, они уже индивидуальные. Склепы - это как массовые захоронения, тогда как цырты - индивидуальны. наверняка они предназначены для особо почитаемых особ.

IMG_9267

IMG_9268
Цырт, как оказалось, легко читать. В "голове" - солярный символ, в середине - элементы одежды мужчины (патронажи, как тут) или женщины, ниже - всякое необходимое для другой жизни

IMG_9269
А вот такие цырты с изображениями умершего уже не символическими, пишут, сравнительная редкость и они являются переходным периодом между традиционными цыртами и уже современными могилами

IMG_9270
Еще один мужской цырт

IMG_9271

IMG_9273

IMG_9275

IMG_9276

IMG_9277

IMG_9278

IMG_9279

IMG_9280

IMG_9281

IMG_9282

IMG_9283

IMG_9284

IMG_9285

IMG_9286

IMG_9287

IMG_9288

IMG_9289

IMG_9292

IMG_9294

IMG_9295

IMG_9296

IMG_9298

IMG_9299

IMG_9300
Ну, за Осетию!

IMG_9301

IMG_9303

IMG_9306
Хозяин разводит нам мокрый мангал

IMG_9307

IMG_9312
Tags: 2020, kavkaz aug2020, north ossetia aug2020, russia, travel
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments