Итак, Дигорское ущелье. Из осетинских ущелий оно самое удаленное от столицы, Владикавказа, и самое труднодоступное (это касается большинства горных осетинских сел в этом ущелье). Мне потребовалась целая неделя, чтобы в итоге найти место проживания, все немногие варианты, доступные на интернет-сайтах, оказались разобраны. Да и вообще с инфраструктурой в Дигорском ущелье куда хуже, чем в том же Фиагдонском, асфальтовая дорога заканчивается в Мацуте, дальше идут убитые грунтовки, за которые потом из автосервиса приходят нехилые счета (это я уже успел испытать на себе).
В Дигорском ущелье меньше дорог, меньше есть где остановиться, отсутствуют придорожные рестораны (вообще), есть только редкие магазины типа “ларек”, в которых имеется ну разве что минимально необходимое для выживания, все лучше тащить из Владикавказа. В ущелье мало туристов, кто будет забивать каждый день барана, когда нет туристического потока и неизвестно, удастся ли его сразу продать. О последнем пункте мы не подумали заранее, поэтому пришлось питаться тем, что удалось достать на месте.
Ущелье начинается с “Чертова моста”, моста через теснину, образованную рекой Урух (на картах Гугла она почему-то называется Терек, но Терек - Дарьяльское ущелье и Владикавказ). Ширина раскола в земле - от силы метров 10, глубина - в районе 100. Стоишь и всматриваешься в бездну, на дне которой шумит река. Вот только долго постоять не вышло, в тот день постоянно шел проливной дождь, что, может, немного смазало первое знакомство с ущельем.
Совсем рядом находится святилище Уастырджи, высшего бога из нартского эпоса, ответственного за помощь путешественникам и позже ассоциированном с Георгием Победоносцем (об условности православия в Осетии я уже писал, потри любого православного осетина и найдешь махрового язычника, что и интересно). Святилище выглядит как сарай, внутри которого стоят скамейки и столы, там же видны остатки пира - пластиковые бутылки из-под пива и колы. Вход в святилище - только для мужчин, женские боги другие.
Там же находится “копилка”, куда можно кинуть монету в адрес Уастырджи, она потом будет использована жителями окрестных сел в “молитвах” за путников, обращенных к высшему осетинскому богу, ведь “тост” и “молитва” в осетинском языке практически синонимы. А в 50 метрах виден и сам Уастырджи, который на крылатом коне вылетает из скалы. Занимательно.

Уастырджи над въездом в Дигорское ущелье

На въезде в село Дигоры

И въезд в ущелье


Чертов мост

где-то там - река Урух




Старый участок дороги. Сейчас провели небольшой туннель









Копилка на входе в святилище


Само святилище







