moonwalker004 (moonwalker004) wrote,
moonwalker004
moonwalker004

Categories:
  • Location:
  • Music:

Русский север: Ферапонтов монастырь (фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы)

Борисоглебский - Кириллов - Белозерск - Вологда

Собственно, посмотреть фрески московского средневекового иконописца Дионисия (нравится мне это имя, хорошие ассоциации вызывает) - главное, зачем приезжают в Ферапонтов монастырь. В Европе в те времена творили мастера эпохи Возрождения, а вот в России были Андрей Рублев и, затем, Дионисий (и многие другие - например Гурий Никитин, с творчеством которого можно познакомиться в Тутаеве). В отличие от европейских художников, описания жизни Дионисия почти не сохранилось, а расписывал он монастыри зачастую в благодарность за приют. Но как и европейские художники, Дионисий работал не один, а организовал целую артель. Так, вся церковь Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре была расписана за несколько месяцев, тогда как процесс росписи был не быстрым.

Это и многое другое рассказывается в информационном видео, которое нужно посмотреть в отдельной комнате, прежде чем идти осматривать собор. Его цель - подготовить заезжего туриста к тому, что он увидит, на что обратить внимание и чем же Дионисий выделяется среди бесконечной череды менее именитых иконописцев средневековой Руси. Полезно для общего образования.

Ну а потом можно идти и с сам собор, расписанный артелью Дионисия. Да так расписанный, что живого места на стенах и колоннах не осталось. Впрочем, как и в многих других русских храмах того времени - свободного места на стенах быть не должно, этой аксиомой руководствовались средневековые мастера. Пол вот только забыли - могли бы мозаики какие-нибудь сделать…

Что касается самих фресок - на них я традиционно ищу сцены Страшного Суда, благо перед посещением собора выдаются для расшифровки росписей соответствующие памятки. Обычно всякие сюжеты с описанием сцен из жизни святых и пророков, или не дай бог описание рая - скучны, тогда как на сценах Страшного Суда и сценах из ада художник отпускает фантазию и та идет в разнос. Это характерно, кстати говоря, не только для христианства - аналогичную картину мы видим и у буддистов (вспоминая монгольские храмы) не помню что там у мусульман, может они вовсе ад не изображают. Вот и тут - медведь, крылатый конь… Жаль, эти сцены не очень хорошо сохранились. Впрочем, сохранность фресок и их реставрация - предмет отдельного разговора.

IMG_3960
Фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

IMG_3954
Вход в саму церковь

IMG_3955

IMG_3956

IMG_3957

IMG_3958

IMG_3959
Внутри

IMG_3961

IMG_3964

IMG_3965

IMG_3966

IMG_3967

IMG_3968

IMG_3969

IMG_3970

IMG_3972

IMG_3973

IMG_3974

IMG_3975

IMG_3976

IMG_3977

IMG_3979
И идем дальше

IMG_3980

IMG_3981

IMG_3982

IMG_3983

IMG_3984
Tags: 2019, russia, travel, vologda jul2019
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments