Помимо весьма атмосферного, пусть и полупустого в тот день исторического центра, в Муденье есть музей, посвященный подписанию мирного договора только что созданной Турецкой Республики и Греции. Называется он “музей прекращения огня” (“Mudanya mütareke Evi”, или по-английски “Mudanya Armistice House”). Он был подписан представителями враждующих сторон в присутствии представителей победителей.
Когда Османская империя окончательно утратила свои позиции в Первой мировой, греки решили взять реванш за все годы невзгод, припомнили взятие Константинополя и многовековую вражду. В-общем, в какой-то момент позиция турок заключалась в том, что они окопались вокруг Анкары, откуда и начались ответные действия под предводительством бывшего офицера имперской армии Мустафы Кемаль Ататюрка, последнее прозвище (“отец турок”) он получил уже потом, когда ему удалось добиться приемлемых границ для нового государства.
Та встреча в далеком 1922 году состоялась именно в Муданье, причем, пишут, представитель Греции просто ожидал в английском корабле на берегу и судьба границ решалась без его участия, за столом переговоров его место пустовало, как и пустует среди манекенов, которые сейчас иллюстрируют в музее это событие (а еще в музее есть немного сохранившихся оригинальных интерьеров того дня). То событие послужило формированию национального турецкого государство с обменом греков на турок (у Хемингуэя в одной из зарисовок есть описание процесса в красках, американский писатель тогда был журналистом при этих событиях).
Конечно, тут нужно делать поправку на 100 лет давности, когда рушились империи и хребет, объединявший народы, с хрустом ломался, образуя множественные не очень дружащие друг с другом государства, а крестьяне соседних домов одной деревни шли друг на друга с вилами. Сейчас все эти национальные распри, ровно как и подходы к созданию национального государства на базе этнической / религиозной и прочих принадлежностей, выглядят дико,
Ну а дальше по набережной начинается современная прибрежная Муданьи, вплоть до порта. В тот холодный день нас порадовал красивый свет, Мраморное море было частично скрыто легкой завесой тумана. Нас ждала дорога в саму Бурсу, в тепло отеля где-то на одной из автомагистралей, проходящих через центральную часть города.

Муданья












И дом прекращения огня

Без фотографий Ататюрка не обходится не один патриотический музей в Турции

Простые интерьеры, но пишут что все оригинал







Комната наблюдения журналистов








Газеты еще печатали на арабике

И идем дальше









Море



Турецкий ужин.

Эх, как я скучаю по айрану. То, что продается в Москве в супермаркетах за редким исключением и в подметки не годится тому айрану, которого есть в избытке в Турции