Главной точкой назначения той поездки стал город Касимов, который по независимым причинам был важен для меня и О.. Древняя столица татарского ханства до сих пор является городом двух культур, двух религий. История прихода туда татар (до татар Касимов был русским городом Городец Мещерский) имеет несколько версий, вот в Википедии пишут, что Касим с Якубом, сыновья Казанского хана, отправились в Московское государство следить за соблюдением соглашений после поражения князя Василия от казанских татар, потом, правда, Касим неожиданно решил остаться на службе у московского князя, в результате чего получил Городец Мещерский в качестве земель для прокорма.
Видимо, есть несколько версий, зачем Касим с братом появились в Москве, но факт таков, что образовалось татарское государство в непосредственной близости от Москвы. Я, признаться, всегда думал, что с татарскими государствами было покончено после взятия Казани и Астрахани, но то, что вот тут прямо под боком существовало частично независимое ханство до конца XVII века, для меня стало новостью. Как до сих пор не могу понять, откуда там взялись татары - ну ок, Василий II пожаловал Касиму земли, но татар туда нужно было кому-то откуда-то привести... Да, вот так плохо я знаю историю, впрочем, никогда не поздно дополнительно прокачаться по этому вопросу, чем мы и занялись в Касимове.
Правда, от татарского ханства там осталось не так уж и много. Оригинальный, массивный минарет у “ханской” мечети, да и мавзолей-усыпальница ханов рядом. Само помещение мечети уже позднее, старую и красивую мечеть говорят разрушили по приказу Петра I, который случайно покрестился, проплывая мимо, приняв сооружение за церковь (ну и мечети не повезло. понятно). Собственно, вот так там все, от татарских памятников преимущественно не осталось ничего.
На минарет можно подняться и посмотреть на весь Касимов, красивый, но приходящий в упадок русско-татарский город на берегу Оки. Но вот помещение мавзолея закрыто напрочь, негоже, понимаешь, искать безымянную могилу последней Казанской царицы Сююмбике, которая последние годы жизни, будучи насильно выдана замуж за Шах-Али, провела в Касимове в заточении, что не помешало ей совершить несколько попыток убить своего мужа. Ханская мечеть и мавзолей - самое интересное в Касимове, если искать то, что выделяет этот город среди череды похожих один на другой русских городков.
Вторая точка назначения - краеведческий музей в особняке в центре города, рядом с торговыми рядами, не то недостроенными, не то недоразрушенными, как и большинство архитектурных памятников в Касимове. В музее пришлось ходить с экскурсией, девушка-экскурсовод категорически не хотела останавливаться на том, что мне было интересно (татарский период), зато посвятила кучу времени известным (ей, меня это не интересовало) современным жителям Касимова (например, какой-то мужик, который конструировал ракеты и прочие орудия массового убийства).
Но интересные экспонаты в музее, конечно, есть. Например, изразцы в русском стиле, покрывавшие не то стены мавзолея, не то само захоронение, а также скульптурная композиция со святыми и распятием, участники которые имеют явно татарские черты. Говорят, ее использовали для крещения татар, чтобы те узнавали в христианских святых самих себя. Ничего нового, подобная техника использовалась католическими миссионерами в Америке, но все равно любопытно, да и связано с моей личной историей.

Ханская мечеть с массивным древним минаретом

Осень в Касимове

В самом помещении мечети что-то типа склада для музейных работников, пройти нельзя, но мне удалось заглянуть одним глазком, прежде чем купить билет и подняться на сам минарет

Лестница на минарет осталась без изменений

Вид сверху



Здание мавзолея - прямоугольная коробка

Касимов с высоты минарета Ханской Мечети






Над дверью - надпись на арабике



Над окном в центре - тоже надпись на арабике

Тут же военный мемориал



И в центре Касимова

Кафедральный собор - красный кирпич и белые узоры, мне напомнило какую-то старую церковь в Рязани



Торговые ряды, памятник архитектуры


"Садовая скульптура" в краеведческом музее Касимова

Одеяние татарского воина


И изразец

Распятие и святые в татарском стиле






