Период монархии в Иране закончился не так давно, в 1979 году, после которого, как известно, последовала исламская революция со всеми своими средневековыми атрибутами. Шах Реза Пехлеви, его семья и правительство были, конечно, тоже не подарок, и даже периодически имея просветления, упустили страну, и уступили по делу, будучи не в состоянии справиться с народом. Так, последний шах Реза Пехлеви ввел летоисчисление от восхождения на трон короля Кира в Персии, а доисламское прошлое воспринималось как определяющее для страны в то время как для подавляющего большинства населения единственной прочитанной книгой был Коран.
Также Фарах Пехлеви, отец Резы, отстраненный от власти во время Второй Мировой, организовал в 30х-40х годах ХХ века для королевской семьи резиденцию с дворцовым комплексом Саадабад в северной части Тегерана, на обширной территории парка, который был раскинут вдоль речки, стекающей с Дербенда. И если и есть что-то хорошее в этой революции (которая, кстати говоря, лишь на заключительной стадии оказалась исламской, изначально там присутствовали все - от либералов до коммунистов), так это то, что теперь на дворцовую территорию может попасть любой желающий, заплатив деньги за вход в сам парк и в набор музеев на его территории по выбору.
Как и в центральном дворце Каждаров в центре Тегерана, Голестане, необходимо еще при входе определиться, куда мы хотим пойти и купить билеты, чтобы потом не возвращаться далеко к кассе. И, как и во всем Иране, стоимость билетов для иностранцев и иранцев отличается в 5-8 раз, не в пользу иностранцев, разумеется. Как в питерском Эрмитаже или Киевской Лавре, честное слово. Я понимал, что это (как, впрочем, и подобные вещи на территории бывшего СССР) просто пережитки длительной изоляции, но под конец путешествия начинало раздражать.
Выбрав из ассортимента доброго десятка музеев (некоторые из тех. куда хотелось попасть, например Зеленый Дворец, оказались на реставрации), мы отправились внутрь. Там было хорошо и прохладно, много зелени. Музей королевской кухни показывал кухонную технику, установленную по последнему слову техники 70х годов, а в музее автомобилей - многочисленные кадиллаки и мерседесы, для использования самим шахом Резой Пехлеви, его красавицей женой Фарах Пехлеви (и влиятельной дамой, по ее инициативе даже в 70е года Иран стал первой исламской страной, где издавался журнал Playboy), и его семьей. Я обычно не очень люблю музеи автомобилей, но тут каждый автомобиль был с историей, которая значила больше, чем сама железка.
А фигура Фарах Пехлеви вообще крайне занимательная. Тетка уже после смерти шаха в Египте в 80м году, уехала в Штаты и там издала книгу “Моя жизнь с шахом”. Которую я пока что безуспешно разыскиваю на каком угодно языке в электронном виде (не на фарси, разумеется).

Одно из зданий дворцового комплекса Саадабад. Там музей костюмов, в который мы не пошли.

В Саадабаде, одно из зданий комплекса

И речка, та же, что и в Дербенде.

Что-то цветет
















Cold Meat Industry на королевской кухне


Все блюда - ненастоящие


Техника для кухни

Любопытно, что кухня располагается в отдельном здании, достаточно далеко от большинства здания комплекса

И, конечно же, самовар. Самовары в Иране сейчас пользуются намного большей популярностью, чем в России или в Украине.


А над Саадабадом - горы


Тегеранцы приходят в Саадабад для пикника



Китайский (или монгольский?) лев

В кафе. Иранки (точнее персийки) вообще очень красивы.

Наш ланч

Сахар с шафраном на палочке - классическая штука к чаю в Иране

И в музее королевских автомобилей







К лицу ли платок?





Ворона что-то нашла