Наверное, сколько я буду приезжать в Мехико (а я буду), столько раз я буду наведываться в музей Антропологии, что рядом с парком Чапультепек. Мы там были уже в пятый раз (да, в одно свое посещение Мехико я был вынужден пропустить музей, но на то у меня есть уважительная причина), хотелось в очередной раз взглянуть на артефакты заглавного зала музея, зала ацтеков (или мешиков, как они сами себя называют, что собственно и дало название сначала городу Мехико, а позже и стране), столицей которых был Теночтитлан (сейчас Мехико). Ну и конечно пройтись по тем залам, куда мы в эту поездку хотели заехать.
Я уже многие вещи воспринимаю как сами собой разумеющиеся - от кровостоков жертвенных алтарей, выполненных в виде каменных календарей, до всевозможных замысловатых узоров, некоторые из которых мне снились на протяжении последних лет. Но все же что не умещается у меня в голове, так это то, о чем думали люди, которые это создали. Представить образ их мышления - вот то, что способно поразить воображение современного человека, это почти как представить бесконечность вселенной. Думаю, нам из уже не понять, ровно также как и Моктесуме II было сложно понять, что от него хотел Кортес. Остается только сожалеть, что европейская и американская цивилизации слишком рано столкнулись, иначе кто знает, куда бы привела спираль развития американцев? Впрочем, спираль ли? Развития ли? Вот Октавио Пас в этом усомнился, а он - мексиканец, ему виднее.
Мы уже ходили по огромному музею как у себя дома, рассказывая М., для которого вся эта тема была в новинку и Хорхе про города майя в джунглях Южной Мексики, про мудрого царя с большим носом, про отверстия на пирамидах Паленке, через которые общались с умершими, про трепанацию черепов, которая практиковалась сапотеками, да еще много про что, да еще и на разных языках, так что в конце концов язык уже заплетался на русском, испанском и английском. В-общем, я удивился, сколько я всего, оказывается, помню, тогда как был уверен, что эти знания за ненадобностью уходят на хранение в дальние уголки памяти. Ну как примерно вещи уезжают на дачу, в промежуточное место своего хранения перед тем, как окончательно будут выкинуты на помойку.
Вывод. Музей Антропологии в Мехико все столь же впечатляющ, как и в тот раз, когда мы впервые вступили на его территорию. Уж не знаю, что имел в виду Дон Хуан, когда наставлял Карлитоса относиться с уважением к представленным там артефактам и вообще по возможности держаться от них подальше, но в тот момент мне казалось, что все эти пустые глазницы черепов смотрят на меня чуть ли не с жадностью.

Незаконченный календарь с кровожадным солнцем в его центре - центральный артефакт зала ацтеков, да и вообще всего музея.

В тот день в музее было не так много туристов.




Жуть берет, когда смотришь в глаза этого голема. Но я жуть люблю.










Макет Теночтитлана. Сейчас на этом месте находится исторический центр Мехико, некоторые здания колониальный эпохи которого построены из камней, добытых при разрушении храмов Теночтитлана


У меня есть ощущение, что фотографии музея у меня повторяются из года в год, и они не то чтобы все разные.











Копия головного убора последнего правителя ацтеков, оригинал, говорят, хранится в каком-то из музеев Европы.


В залах майя

Гопия саркофага Пакаля в Паленке



Залы Теотиуакана






О деформации черепов
