Табаско в древности являлся северной границей земель майя и именно там находился город, сегодня известный под своим ацтекским именем, Комалькалько (Comalcalco). Город майя на земле ольмеков, форпост цивилизации майя рядом с землями других народов во влажной прибрежной сельве. В-общем, мы не могли не заехать, пусть и неверное просветление на небе грозило перейти в очередной тропический ливень.
Комалькалько – не самые известные руины майя, но, как и любой из древних мексиканских городов, имеет что-то, что ест только там и нигде еще. Так, например, ввиду полного отсутствия камня, а майя не были такими фанатами, чтобы тащить строительный материал за десятки километров со склонов сьерры, там строили из обожженной глины, т.е. по сути, из кирпича. Пирамидальная платформа – из кирпича, дворец – тоже, украшения – нет проблем, тоже выведены на обожженных плитках, которые можно посмотреть в музее рядом. В-общем, необычно и интересно, жаль только, что после нескольких дней дождя ноги утопали в мокрой траве чуть ли не по колено.
Земли Табаско известны своими асьендами, где исторически выращивали какао-бобы и делали шоколад (и делают сейчас), но об этом потом, пока что продолжим тему древних руин Ла Вентой, тем самым древнейшим ольмекским городм, парк имени которого создали в Вильяэрмосе. Современная Ла Вента расположена посреди помоечного вида, густонаселенной зоны с возвышающимися неподалеку нефтеперерабатывающими заводами, узкие улицы с разбитым дорожным покрытием заставляют все вокруг задыхаться от трафика. В-общем, в саму Ла Венту мы попали уже под закрытие, поэтому по музею ходили быстро, желая поскорее проникнуть на территорию самой археологической зоны.
Так случилось, что именно там я понял, зачем же мексиканцы все важные сооружения строили на платформах. Правильно, чтобы избавить себя от сырости – после нескольких дней дождя вся земля в зоне Ла Венты превратилась в сплошное болото, в ногах уже перманентно что-то хлюпало и я мечтательно думал о сухих ботинках в машине. Не хочешь ходить по болоту? Нет проблем, построй искусственный холм. И уже потом, когда принесенную из небытия ольмекскую культуру растиражировали по всей Мексике, пирамиды получили сакральный оттенок, возвышаясь из подземного мира в местах, где и намека нет большую часть года на сырость, изначально же их цель была очевидна. Также любопытно, что пирамида Ла Венты, одна из первых мексиканских пирамид, была целиком из земли (опять же, в землях Табаско камней не было), каменная облицовка появилась много позже.
Но не буду демистифизировать, ольмеки знали толк в шаманизме, их творения поражают воображение, они жутковаты и обладают чем-то особым, тревожащим самые архаичные глубины сознания. Ольмеки понимали в силе, и даже просто подняться на холм посреди болота Ла Венты оставит впечатлений надолго.

Ольмекские руины и пирамида в Ла Венте

Здание музея в Комалькалько

Декор из обожженной глины в Комалькалько



Маски майя

Жарко и влажно - таков климат Табаско


Кирпичные пирамиды Комалькалько

Внизу - элементы декора


Трава только издалека кажется сухой





Комалькалько - ни разу не Паленке по объему и качеству материала для изучения, оставленного майя, но своя атмосфера там, конечно, присутствует.










У майя была мания строить города посреди сельвы.



И очередная ольмекская гигантская голова (копия? я запутался) встречает у входа в зону Ла Венты.

Макет того, что осталось от города. Немного, но Ла Вента стала первыми из руин (и пока единственными) этой странной и загадочной цивилизации, куда нам удалось попасть.


Исследования Ла Венты продолжаются. Так, недавно были найдены вот такие плиты.

Найди ягуара.

Пирамида. В Мексике вообще так - едешь, видишь холм, понимаешь, что там налдо копать и вполне возможно, раскопаешь пирамиду.

Исследователи древних цивилизаций.

Так и должны располагаться древние монументы - в болоте. Ни один монумент еще не построен, чтобы торчать в музее.





Чего ни говори, головы монументальны


Подъем на пирамиду

С пирамиды видны окрестности, где-то вдали можно угадать море.


