Оахака, помимо скамейки Дона Хуана на главной площади, мескаля и уникальной даже по мексиканским меркам кухни, привлекала и еще кое-чем. А именно — холмом Монте Альбан, где находятся руины древней столицы государства сапотеков. Безусловно, в самом названии ничего сапотексого нет, его дал один французский исследователь, но именно этот холм привлекает остатками древней культуры, наравне с другими древними городами Мексики — Чичен-Ицей, Паленке, Теотиуаканом, Тулой или археологической зоной самого Мехико, это если перечислить то, что пришло на ум первым.
Наверное, в этот предпраздничный день все туристы, которые были в Оахаке, рванули на Монте Альбан. На близкой парковке мы места не нашли, вернулись и встали на нижнюю , а когда уже возвращались, машины и автобусы плотно стояли на несколько километров вниз холма до самого съезда на город. В-общем, то, что Монте Альбан — место популярное, видно было сразу и возникали некоторые опасения.
Эти опасения частично развеялись — организованные группы, приехавшие на огромных автобусах, торопливо пробегали мимо, оставляя за собой облако пыли, им лучше просто не попадаться под ноги, а в самой сакральной зоне Монте Альбана легко разбежаться на большое расстояние из-за масштабов и открытого пространства.
Раскопаны в Монте Альбане центральная площадь (считается самых правильных пропорций во всей Мексике) с окружающими храмовыми платформами и полями для пелоты, а также несколько жилых помещений профанной части. Что, согласитесь, не много для самого крупного когда-то города региона.
Конечно, я перед тем, как подниматься в священный город, почитал предысторию в исполнении госпожи Ершовой, про три этапа заселения Монте Альбана, про "танцующие" фигуры с огромными гениталиями, которые вовсе не танцуют, про соперничество между миштеками и сапотеками, и даже про развитие ориентации в трансцедентальном пространстве нагваля при помощи трепанации черепа. Но вот там, наверху, все как-то вылетело из головы и мы под палящим солнцем Оахаки (а днем там было весьма жарко, несмотря на вечерний дубняк — горный климат) бесцельно слонялись по площади, читая таблички с надписями и любуясь потрясающими видами, которые открываются с холма на долину Оахаки.

Площадь Монте Альбана со стороны северной сакральной платформы... На ступенях платформы в тени редких деревьев можно сидеть сколько угодно, такое не надоедает (мне, по крайней мере)

Добрались до места (а Монте Альбан находится довольно близко от города)

Шляпы были нарасхват.



Не устояли перед шляпами из Оахаки и мы




Древние захоронения в музее Монте Альбана

Весьма специфическое искусство сапотеков

Часть группы "танцующих фигур", перенесенные в музей (или в музей перенесли все, а там оставили копии?)

Можно походить по головам

Трепанированные черепа... Сложно сказать, влияет ли трепанация черепа на оккультные способности человека, но эта теория мне нравится.

Самое интересное, что большинство пациентов после таких операций выживали. Что-то похожее мы видели только если в перуанском Паракасе...

Письменность сапотеков так и осталась не расшифрованной.


Воин-летучая мышь. Готично.





Я даже не знаю, что мне в Монте Альбане больше понравилось - виды на долину из-под различных углов, или сам город.


Туристов гиды проводят сначала через макет. Мы же периодически подслушивали разных гидов (и даже где-то краем уха уловив русскую группу), но в итоге составили мнение независимо от них.


Место отдыха

Поле для пелоты

Долина Оахаки, родина мескаля





Фотосессия в шляпах










И Монте Альбан с северной платформы


Виды Монте Альбана, конечно, в чем-то не уступают Теотиуакану, однако последний оставляет намного более глубокое впечатление - он мощный, волшебный, мистический... Монте Альбан же просто красивый, так и не удалось там почувствовать той легкости, которая иногда неожиданно обретается в подобных местах, как это было в Теотиуакане, Туле или Кантоне.







Нагваль (извиняюсь, нопаль, конечно) - гад, колючий.

Ну очень колючий

