Вот скажите мне, где еще проникнуться историей собственной страны, как не в Мексике? Всю школу и институт именно этот предмет у меня вызывал наибольшую аллергию, и не потому ли, что я не изучал его, живя в Мехико? Там все по-другому, имя Троцкого, бескомпромиссного революционера, окутано романтической историей с Фридой, а фотографии Ленина и Сталина на страницах мексиканских газет своего времени отнюдь не кажутся дурным вкусом.
Может, там просто не побывала советская пропагандистская машина? Или, может, с интересом обозревать и выносить суждения намного проще, находясь за тысячи километров от земли и народа, к которым эти события относятся? И не потому ли все самые громкие революции осуществлялись под руководством людей, в то время живших вдали от родины? Я не знаю, но думаю, что по той же самой причине хирургу самому себе сделать операцию сложнее, чем человеку, с которым он не знаком.
Мы с интересом слушали испанскую речь экскурсовода в доме-музее Льва Троцкого в Койоакане (Леон Троцкий, как его называют мексиканцы), который, находясь за тысячи километров от России знал историю того периода лучше нас. Обнесенный высокими стенами дом с патио, в котором Троцкий фактически оказался заперт после первого покушения, и заделанные кирпичами окна и "лишние" двери как бы говорили о том, что тяжело быть революционным теоретиком.
Комнаты обставлены просто, как дом любого незажиточного человека начала ХХ века, мрачные спальни и ванная, куда едва проникают лучи света из похожих на бойницы окон, точнее, того, что от них осталось. Кабинет Троцкого со следами от осколок бомбы, принесенной Альфаро Сикейросом в первое покушение, стол с личными вещами, возле которого он и нашел свою смерть от руки Рамона Меркадера, ведомой из Москвы. Впечатляет и рабочий кабинет с единственными дорогими вещами во всем доме — печатной машинкой, телефоном, каким-то телеграфным устройством и прочим, что составляло в последний год жизни связь Троцкого с остальным миром.
Мне кажется, что история не терпит к себе личного отношения. Она — не хорошая и не плохая. Все события вне зависимости от человеческого к ним отношения просто всего лишь очередные витки спирали того таинственного с неизвестным назначением процесса, что мы именуем развитием, предполагая по непонятной причине, что развитие — стремление от неясного, "плохого" прошлого к новому, "светлому" будущему.
Также я думаю, что в те времена просто воздух был такой, что в голову лезли революционные идеи. А где, как не в Латинской Америке, перманентно осаждаемой США, этим идеям не осесть? Все величие Троцкого, правой руки Ленина, видно в Мехико. Однако я не знаю достойного музея самого Ленина в России, где бы его личность преподносилась независимо и объективно. Сестрорецк и Красную Площадь не предлагать.
Ну да ладно, идем дальше. Музей Диего Риверы оказался на значительном удалении, которое мы сначала недооценили и пошли пешком. Пройдя большое количество блоков бедных районов города и так и не встретив нужной нам улицы, мы уже на такси забрались на холм, где находится музей Диего Риверы, построенный изначально с задумкой памятника мексиканским культурам в виде храма-пирамиды, окруженный традиционными для американских культур низкими строениями, "дворцами", и полем для пелоты, месоамериканской игры в мяч.
Внутри этого храма-музея-студии находится выставка различных объектов доколумбового искусства, по своей значимости в мексиканской столице сравнимое лишь с антропологическим музеем, а светлый зал наверху, такой неожиданный после мрачных бесконечных коридоров, служил Диего студией, где даже сейчас можно видеть его монументальные эскизы. Вот макет росписи со Сталиным, Лениным и Мао для дома Рокфеллера (неожиданно, что его оттуда послали, правда?), вот еще одно монументальное полотно.
Но важно не это, а виды, открывающиеся на долину Мехико, окруженную горами и вулканами, но об этом потом.

Мексиканский экскурсовод рассказывает о российской истории в доме Троцкого у стола, где его зарубил Меркадер. Троцкий как никто другой умел поднимать народы на борьбу и выражение "пи***т как Троцкий" - всего лишь комплимент.

О Троцком.

Редкая фотография - Ривера, Фрида и Троцкий (и кто-то еще)



То самое женское платье, в котором Троцкий бежал из СССР

И удостоверение личности в женском обличье


О Троцком и Ленине. К сожалению, в современной России не осталось объективных воспоминаний о том времени, за ними надо ехать в Мексику.


Замурованные после первого покушения главные ворота дома. Да и не дома вовсе, а неприступного бастиона.




В чем-чем, а в излишней роскоши теоретика мировой революции и создателя Красной Армии не упрекнуть.




Следы от бомбы, принесенной Сикейросом

Чего ни говори, но Троцкий, как и Ленин, были стратегами, которые так и не смогли приспособиться к концепции "социализма в отдельно взятой стране".



Связь с окружающим миром и замурованная кирпичом дверь веранды.



Где-то по дороге

И у пирамиды-музея Диего Риверы



Мрачными коридорами...

Потолки



В музее...


Само оформление музея - коридоры, мозаики, освещение - понравились больше самой экспозиции...

И, неожиданно, студия с эскизами.

К сожалению, нам опять не удалось проникнуть в национальный дворец, поэтому самих росписей мы так и не увидели.





Диего и Фрида.

Продолжение будет...