moonwalker004 (moonwalker004) wrote,
moonwalker004
moonwalker004

Categories:
  • Location:
  • Music:

Литва: Зарасай, Mėnuo Juodaragis XV, день 2

И вторая половина фотографий с Mėnuo Juodaragis, на этот раз преимущественно группы. Программу субботы на сцене в сосновом бору открывали литовцы Mindrauja из Зарасая, городка на северо-востоке Литвы, где проводится фестиваль. Пять милых барышень и два молодых человека на ритме и басу. Заводной фолк, не для меня, но в целом довольно симпатично.

Следовавших литовцев Rumunija мы застали еще на саундчеке, нам показался многообещающим концерт на аккордеоне, гитаре и ударных в исполнении трех молодых людей в черных рубашках. Но нет, никакого неофолка пока. Пост-панк с упором, видимо, на тексты, нам абсолютно недоступные.


Поинтереснее показались опять же литовцы Kamanių šilelis. Из концерта фолк-дуэта более всего запомнилось платье девушки, весьма подходящее по атмосфере фестивалю и самому месту. Зажигательно и весело, литовцы вокруг плясали от восторга. Я же больше засматривался с легким чувством ностальгии на корабельные сосны вокруг. Точно такие же сосны были на турбазе под Воронежем, мы первый раз ее искали на звук, выходя периодически из машины в надежде уловить эхо саундчека и найти правильную дорогу. Нам тогда повезло, мы сразу свернули в нужном направлении и потратили на поиски минут десять, у других это заняло несколько часов. При благоприятных условиях Dark Entries мог бы вырасти в российский Mėnuo Juodaragis. Жаль, что он больше не проводится.

Мы не изучали программу фестиваля заранее, но то, что будет играть металл, было слышно еще со стороны города во время саундчека. Видимо, виновата Исландия со своими блэк-металлическими пейзажами или Дмитрий Семенович e-nke, подсадивший на новый Paradise Lost, но интерес к металлу, и особенно к его «черным разновидностям» у нас в последнее время резко возрос. Впрочем, проникнуться литовскими металлистами Juodvarnis, еще одними жителями Зарасайского региона, так и не удалось. Недостаточно «жестоко» (цитируя модный мультфильм) для металла и слишком тяжело для рока. Так, хэви на литовском языке, говорят, с текстами на языческую тематику, которые мы все равно не в состоянии были оценить.

Поэтому мы сбежали на главную сцену, где давали очередной литовский фолк от Žalvarinis. При подходе к сцене был замечен автобус с государственным Литовским Военным Оркестром. Нет, вы вдумайтесь в эти слова, что они значат для альтернативного неформального фестиваля в литовской глуши. Выяснилось, что оркестр поддерживал предыдущую группу, а теперь вовсю готовился парад воздушных шаров и огненное шоу. При этом на большой сцене если и было достаточно свободно, то исключительно из-за ее расположения перед холмом, народу было полно. Впрочем, на Žalvarinis мы также не задержались, предпочтя общение с литовскими знакомыми в ожидании, когда отыграет Juodvarnis на сцене под соснами и можно будет идти интересоваться, что же дальше.

Так уж получилось, что на этом фестивале нам более всего понравились группы как раз не литовские. В отличие от своих коллег по металлическому цеху Juodvarnis, эстонцы Tharaphita выдали бескомпромиссный языческий блэк-металл в лучших традициях норвежской сцены. Ну хорошо, не совсем в их традициях. Звук был чистым, а музыка — разнообразной. Но Tharaphita стала первой командой, в творчество которой мне захотелось углубиться, благо за 15 лет существования группы есть куда (доктор, я становлюсь металлистом, да?). Запомнились эстонские государственные флаги под сценой и подумалось, что даже немного завидно эстонцам, живущим в своем государстве, а не в аморфной враждебной сущности. Не представляю размахивание российским флагом на концерте, скажем, Cold Design.

Продолжили вечер хорошей музыки венгры Larrnakh, представители мартиал / неофолк жанра. Я уже потом, после фестиваля вспомнил, почему мне их название казалось знакомым, как была знакомой и характерная бородка вокалиста. Клуб Анкер, Лейпциг, 2011 год, воскресенье Треффена. Я сидел тогда за дисками Backworld, пока Лори, теперь уже супруга Джо и мать его ребенка, отходила в гримерку. Проданные диски полагалось записывать, а деньги складывать в стаканчик. Именно тогда и играли Larrnakh, с девушками на скрипке и виолончели. Девушки были настолько неподвижны, что казались каменными изваяниями.

В Зарасай Larrnakh приехали вдвоем. Впрочем, это не значит, что концерт был хуже, он был лучше! Музыканты не были так зажаты, так сконцентрированы на попадании в ноты и на согласовании звучания виолончели и гитары.

Но пора на главную сцену, где одними из хэдлайнеров выступали питерцы Theodor Bastard. Впрочем, кто на самом деле был хэдлайнером в глазах большинства посетителей фестиваля стало ясно по тому оттоку народа, который буквально валом валил со стороны большой сцены после выступления Andrius Mamontovas, видимо, мегапопулярного музыканта в Литве. После него на Theodor Bastard осталась, наверное, половина народу, а следовавшая легендарная Ataraxia вызвала интерес так и вовсе у кучки самых стойких.

Нам не удалось побывать на презентации новой программы Theodor Bastard в Москве и на Треффене, о чем мы сожалели, и посмотреть их в атмосфере Mėnuo Juodaragis было одной из целей посещения фестиваля. Что же, все было сыграно профессионально, пусть fedor_svoloch и жалуется на технические проблемы, со стороны они выглядели не более чем короткая пауза. Яна сейчас ведет себя на сцене расковано, как настоящая звезда, чувствуется привычка группы работать на большую аудиторию. Группа по всем параметрам выросла.

Несмотря на начавший моросить дождь, никто не ушел, воздавая музыкантам должное и оказывая теплый прием. Theodor Bastard нашли свою публику, выступая по всей России и Европе, давая один концерт ярче другого. Уверен, что концерт в Зарасае был одним из лучших. И немного жаль, что мой путь в восприятии музыки и путь группы в ее создании разошлись.

И, наконец, итальянцы Ataraxia, на которую, казалось, остались самые преданные (или терпеливые). Мы видели итальянцев в их расцвете, в 2002м году в Москве и в Лейпциге на Треффене, где они выступали днем на площадке Паркбюне посреди парка. Концерт в парке Клары Цеткин я до сих пор вспоминаю как одно из лучших выступлений в жанрах этериал / неоклассика / ренессанс вообще, и немного опасался, как бы итальянцы не испортили эти мои драгоценные воспоминания.

Но опасения были напрасны. Если в 2002м году у Ataraxia был расцвет, то сейчас, очевидно, закат. Голос Франчески стал немного хриплым, бледное лицо как будто подчеркивало возраст и болезненную слабость, идеальный образ для своей музыки, музыки сожаления над ушедшим. Я стоял у самой сцены и не мог сдержать слез. Не думал, что это когда-либо со мной произойдет.

Вот, пожалуй, и все о фестивале. Ataraxia выпила последние эмоции, оставалось идти в город, немного завидуя людям у сцены в сосновом бору, где праздник продолжался. Идти в воскресенье смысла не было.

Спасибо DANGUS и Угниусу лично за прекрасный фестиваль! Надеюсь, мы еще вернемся.



Яна @ Theodor Bastard


И Франческа @ Ataraxia



Mindrauja












Из коры выкладывали птиц




Rumunija


Так и кажется, что вот-вот неофолк заиграют. А нет










Kamanių šilelis




Juodvarnis




Žalvarinis




И, наконец, Tharaphita








Larrnakh






Theodor Bastard, чей концерт стал самым ярким и красочным событием фестиваля




























И Ataraxia






Tags: 2012, festivals, lithuania, menuo juodaragis, music, neofolk, travel
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments