Храм Мединат Хабу (Medinat Habu, http://en.wikipedia.org/wiki/Medinet_Habu_%28temple%29) стал первым увиденным нами египетских храмом, и, наверное, поэтому произвел наибольшее впечатление, даже по сравнению с позже увиденными величественными храмами вдоль Нила к югу от Луксора. Погребальный храм Рамзеса III находится на стороне фивского некрополя всего в пяти минутах езды на такси от долины цариц и уже со входа видна вся помпезность сооружения.
Массивные пилоны, изрисованные египетскими темами защищают залы с колоннами, когда-то во множестве поддерживавшими крышу храма. Внутри сохранилось довольно много цветных рисунков – крылатые солнечные диски Ра, бесконечные боги и их символы, ястребы и шакалы. Но самое поначалу поразившее – это капители колонн. В формах раскрывающегося цветка (лотуса?) или закрытого папируса, сужающегося к верху, в противоречии со всеми архитектурными канонами.
Наверное, именно колонны, изрисованными всеми темами египетской мифологии, да и массивно-защитная форма храма – это то, то принципиально отличает виденные нами египетские храмы от им подобных в других частях света. В этих колоннах можно заблудиться, рассматривая поистине бесконечные рисунки, да и не рисунки вовсе, а книги – сплошь символы и образы. И колоссы, огромные полуразрушенные статуи неведомых фараонов (знаю, Рамзеса III, но кто это сможет теперь знать точно?), которые охраняют священное пространство храма от непосвященных.
Время еще оставалось и мы решили проехать на регулярном пароме, курсирующем между Луксором и стороной фивского некрополя, что не так уж и просто – по пути стоит множество перехватчиков из владельцев быстрых лодок с дешевыми предложениями перевоза на тот берег. Не скажу, что это было дорого, но мы уже устали от непрошенного общения и пытались оставить вокруг себя хоть толику собственного пространства.
Но даже на пароме местные не отставали – "-Ай уилл полиш ё шуз! –Но, сэнк ю... –Уай нот? Уэй а дасти! Энд итс чип!". Логика железная – наверное, все подростки Луксора взяли в руки щетки и ищут туристов с пыльными ботинками. Впрочем, все равно были посланы, просто так, из нежелания общаться с кем бы то ни было.
Луксор показался городком с симпатичной набережной, и подплывая к нему, мы уже предвкушали прогулку – вот виднеется "Зимний Дворец", отель, где останавливалась Агата Кристи в своем путешествии по Нилу, вот тот самый луксорский храм с множеством колонн в форме закрытого папируса. Но ни тут то было. Стоит тебе ступить на луксорскую землю, тут же атакуют множество местных неизвестно чего продающих и предлагающих, и просто пройти по набережной не получится.
Мы дошли до зимнего дворца и были буквально вынуждены повернуть назад. Огромное количество фаэтонов превышает количество туристов в городе, и армия побирающихся на туристах сейчас голодна, холодна и согласна на любую добычу. Идеальный турист, наверное, должен непрестанно ездить на фаэтонах, с них пересаживаться на лодки и такси, беспрестанно покупать папирусы из штампованных банановых листьев и в то же самое время где-то есть и пить, слушая рассказы о местных достопримечательностях от самоучек-гидов, жонглирующих пятью фразами на английском. Бррр... Пирамиды Гизы по сравнению с Луксором кажутся просто легкой прогулкой, где ты никому не нужен.
Картину дополняют "No hustle shops", где в кажущейся спокойной обстановке можно посмотреть, например, старые фотографии Луксора, глядя через стекло в многочисленные ПАРЫ ГЛАЗ, наблюдающие за тобой и ждущие, когда ты оттуда выйдешь. Жуть, честное слово.
В Мединат Хабу, одном из наиболее запомнившихся храмов Верхнего Египта. По настоящему мистическое место в окружении пустынных пейзажей, даже местные арабы его не портили.
Нил, который к вечеру заполняется сверкающими всеми цветами лодками с крутыми деревенскими пацанами и ревущими динамиками с третьесортной музыкой. Но именно Нил - самое лучшее, что есть в Луксоре, если не во всем Египте. Мистическая, туманная, вечная колыбель древней цивилизации.
"Лотусообразные" капители местных колонн...
Под огромными пилонами
Одинокая Сехмет
Выделяются колонны в форме стеблей нераскрывшегося папируса
Сухение колонн кверху - против всех архитектурных законов, но они простояли (или же были недавно подняты) тысячелетия. Представляю, что будет с нашими храмами через это время.
Через пилоны...
Крылтатые солнечные диски пока еще были в новинку
Вот в греческих храмах этого совсем не видно, а ведь в древности все они были ярко раскрашены, и следы краски видны даже на верхушках капителей колонн. Пустыня - лучшая средя для консервации чего-либо.
И опять папирусообразные колонны. Интересно проследить изменение форм колонн со временем и правителями - от Древних Династий до Птолемеев.
Очередные сюжеты, которые мы вскоре перестали даже пытаться читать, а воспринимали как данность, как орнаменты. Может, здесь пригодился бы гид, но уж больно велики сомнения в их компетенции в последнее время.
Массивные капители, раскрывающиеся вверх, говорят, раскрывшийся папирус. Есть сомнения...
Охота, да?
И фараоны, снимающие скальп со своих фрагов
"Hey mister Crowley, what went wrong in your head?" Эта песня Garden Of Delight не отпускала меня всю поездку по Египту.
Но все-таки наиболее поразительно, что сохранились цвета.
Факт передачи убиенных, но съедобных уток.
Одна из местных изрисованных камер
Колоссы по дороге в город. Когда-то до них доходил Нил во времена разлива, но теперь, после постройки плотины (High Damm) в Асуане все тихо и смирно.
Поймали хвост уезжающего парома
И Нил... Как бы не были хороши храмы Египта, но именно Нил - то, что их все связывает и приносит (и приносило туда когда-то) жизнь. Вечная река - одно из главных впечатлений поездки в Египет.
И Луксор и его храм.
И другая сторона
Храм Луксора
Капители колонн в форме закрытого папируса в храме Луксора
И Зимний Дворец - отель, где когда-то останавливались богатые иностранцы, путешетвовавшие по Нилу. Среди них была и Агата Кристи.
Армия конных экипажей в ожидании редких туристов... Смотрю на фотографии Луксора и кажется, что все так красиво и безмятежно, но сам там еще раз оказаться не хочу ни по какому.
Спрятались в кафе (для туристов, местным это все не нужно)
И опять храм Луксора
Священная дорога, когда-то ведшая к храму Карнака, украшенная сфинксами по всей своей длине (той, что не по самому городу, конечно).