moonwalker004 (moonwalker004) wrote,
moonwalker004
moonwalker004

Categories:
  • Location:
  • Music:

Израиль: Иерусалим (город, храм Гроба Господня)

Тель-Авив – Иерусалим – Мертвое Море – Галилея и Голанские высоты – Кейсария

Первой задачей, встающей перед незадачливым самостоятельным путешественником в Иерусалиме, является проблема парковки, ведь легких путей мы не ищем и ночуем где-то в пустыне, вдалеке от самого города. Как и везде, тут нужно знать места – в первый день мы на парковку в 8 часов потратили сто шекелей (порядка двадцати евро) и были рады, что дешево отделались, однако в последующие дни мы совершенно спокойно находили места, чтобы оставить машину бесплатно.

Пройдя от места парковки где-то в новом Иерусалиме по цивильным улицам с магазинами-бутиками и ресторанами вдоль ультрасовременной трамвайной линии, вышли к внушительным стенам старого города, с узкими средневековыми улицами, переходящими из одной в другую и непременным мусульманским базаром, в меру грязным и в меру громким, контраст Иерусалима прямо бьет в глаза...

Внутренний город формально разбит на три части – мусульманскую, еврейскую и христианскую, в ответ на содержащиеся в пределах стен святыни всех трех религий, но реально большую часть площади занимает именно мусульманский базар с продажей всего и вся – от маек с надписями в духе "Свобода Палестине!" до православных икон и довольно однообразных сувениров с соответствующими напутствиями и непременными мальчишками-помощниками.

Вот чего никогда не понимал, так это манеру в мусульманском мире приобщать детей к собственному делу – как будто растишь не самостоятельную личность, а себе помощника, чем больше – тем лучше. Так, если, к примеру, отец – попрошайка, то ребенка учат этому ремеслу с детства и сидит отец семейства с протянутой рукой, а вокруг него бегают с протянутой рукой ребятишки (правда, только мужского пола), приходится перешагивать. Ну да ладно, бог с ними, нам не они интересны.

Пробивая себе дорогу через назойливых продавцов и начинающих появляться туристов, мы добрались до первой точки назначения – монументального храмового комплекса "Храма Гроба Господня", нескольких церквей, зачастую построенных одна над другой, на месте распятия, захоронения и воскресения Христа, согласно христианской традиции. Впрочем, монументальный он, скорее, внутри, а снаружи его не так уж легко отыскать среди бесконечных лабиринтов улиц, мечетей и фонтанов.

Как и много чего в Израиле, этот храм оставил противоречивые ощущения. С одной стороны налицо все признаки сумасшедшего дома с классическими тетками, замотанными в платки, мужиками вида а-ля "братан", которые с отчетливо слышным на расстоянии треском черепа бьются о "камень помазания", что четко напротив входа и с индийскими и японскими туристами, одинаково далекими от обоих предыдущих типажей. К некоторым местам пробиться проблематично, особенно в часовню Кувуклию, где одном из тесных помещений и располагается сам гроб, главный алтарь всего храма, мы потеряли минут тридцать в ожидании, когда очередь сдвинется, но безрезультатно, так что остались без фокуса с самовозгорающимся "благодатным" огнем. К другим наоборот никто не подходит (например, часовня Св. Елены и, ниже, под Голгофой, "Придел Обретения Креста").

С другой стороны, как бы я не относился скептически ко всем проявлениям подобного поклонения, мне сложно отрицать мистической атмосферы самого места. Трещина на скале Голгофы, полумрак "Придела...", сочетание просторных залов новоотстроенных после пожара храмов под одной крышей с древними захоронениями, крестами паломников и  давно потерявшими свое первоначальное значение символами, все это оставляет легкую дрожь, как будто что-то подобное мне уже снилось во сне, как будто это был я, кто умер. Как и сложно отрицать присутствие необъяснимого во всем бассейне реки Иордан от истоков на горном массиве Хеврон до всего Мертвого моря. Легкие проявления "иерусалимского синдрома"? Возможно...


Комплекс христианских храмов вокруг скалы Голгофа. Несколько внутренних часовен отражают как разные происходившие там события, так и влияние той или иной христианской общины - от коптов до католиков.


Внутрискальное иудейское захоронение времен второго храма "Придел Обретения Креста", где, как говорят, нашли крест Христа.


Дорога в Иерусалим со стороны Мертвого моря совсем другая, пустая.


Русский "ресторан" типа "столовая" в Иерусалиме.


По соседству с вот таким пабом.


Первый взгляд на вечный город.






Ворота в старый город. В принципе, туда можно и заехать на автомобиле, если знать, куда его там потом девать.


Армянский квартал в тот день показался каким-то безжизненным.


Как и некоторые другие части христианских кварталов, куда не успели добраться арабы.






В арабской части моментально возникает базар. Они наверняка там и живут, на базаре, не закрывая ставни изо дня в день.


Продают все, но предпочтение отдается сумкам и шмоткам нижайшего качества. Ни разу не видел, чтобы, например, вот такие сумки у них кто-то покупал, но они упрямо продают их изо дня в день.






А посреди помоек и базара (в понимании местных это одно и то же) возвышаются храмы.


Да не простые


Часовня франков, церемониальный вход крестоносцев на Голгофу.






Камень Помазания, о который паломники считают своим долгом треснуться лбом.


В часовне Адама набилась тургруппа и было весьма тесно. Говорят, там, под скалой Голгофа, где-то находится череп первородного человека, орошенный впоследствии кровью Христа.




Расщелина скалы Голгофа, говорят, вызвана последовавшим после смерти Христа землетрясением.


Еще чего бесит во всей этой истории с сумасшедшим домом с религиозным оттенком, так это массовая манера облапать все и вся.


А вот часовня Св. Елены показалась одним из самых мистических мест всего храма.




Мозаика с надписями на армянском как бы говорит, что тут правят армяне.








При желании можно найти кровоподтеки.


И кресты на стенах, вырезанные тысячами паломников.




Беспорядочная архитектура храмов в итоге имеет некоторую логику.


Толпа на вход в часовню с самим гробом.


Мы внутрь только чуть заглянули, не желая тратить часы в очереди.






Как бы намекают, что строительство этой части храма прошло не без помощи России.






Неудачная попытка попасть внутрь часовни с гробом. Ну нафиг...


Можно лишь подсмотреть и так и остаться в неведении, сами ли там зажигаются свечи.


В своем желании взойти на Голгофу мы не одиноки, параллельно туда следуют три группы туристов и прорваться к чему-либо весьма не просто.






Где-то там есть единственное место, где можно дотронуться до самой скалы. Ну прямо маниакальная склонность у людей все обтрогать и обцеловать какая-то.



Голгофу "возглавляет" греческий ортодоксальный алтарь.


Иллюстрация к фразе про сумасшедший дом.


Все, с храмом "Гроба Господня" покончено. Рядом с нем такая вся яркая, особенно после часового пребывания в полумраке, находится лютеранская церковь Христа Искупителя, принадлежащая немцам. Вообще такое ощущение, что вся территория старого города кому-то принадлежит - каждая значимая держава открыла себе представительство в Иерусалиме.


А вокруг все тот же арабский базар

Tags: 2011, israel, israel nov2011, travel
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments