moonwalker004 (moonwalker004) wrote,
moonwalker004
moonwalker004

Category:
  • Location:
  • Music:

Израиль: Иерусалим (музей Израиля)

Тель-Авив – Иерусалим – Мертвое Море – Галилея и Голанские высоты – Кейсария

Иерусалим, столица Израиля, располагается всего в 80 км на восток, вглубь материка от Тель-Авива, но более различных городов, чем Тель-Авив и Иерусалим найти сложно. Европейский Тель-Авив позволяет себе лишь маленькую толику семитского "востока" в своей ориентации на запад, тогда как Иерусалим является домом арабов, евреев, христиан, армян, да и просто других этнических меньшинств Израиля.

Но про это потом, ведь сначала был музей Израиля, в который мы уперлись при въезде со стороны Тель-Авива совершенно случайно, когда были уже готовы нарезать круги по Иерусалимским улицам в его поисках. Иерусалимский музей Израиля располагается на холме, немного в стороне от старого города, четко напротив музея библейских земель (наверняка тоже интересного). Мы по своей наивности думали, что, благодаря такому случаю, сможем окучить оба, но не тут то было, ведь пять часов в музее пролетели незаметно и мы еле успели до закрытия забрать вещи из камеры хранения...

Музей Израиля состоит из нескольких отдельных частей и абсолютно стоит денег, потраченных на входной билет и времени (по сути дела, всего дня), потраченного на его осмотр в компании аудиогида. Основные части музея – "храм книги", где хранятся свитки мертвого моря ("стриктли но фото"), модель Иерусалима времен второго храма (по сути дела периода правления Ирода Великого, последнего сильного правителя Иудеи две тысячи лет назад), археологический музей, музей искусств и еще много чего. Мы успели за пять часов толком осмотреть только первые три пункта, да и то не полностью.

Отдельно хочется подчеркнуть логичность экспозиций – четкая хронологическая последовательность в археологическом музее, ясность изложения в комментариях к модели Иерусалима, вот только храм книги ("Shrine Of The Book") показался немного надуманным. Израильтяне придают крайне много значения загадочной кумранской общине и свиткам, найденным в пещерах на берегу Мертвого моря, видя в них свидетельство двухтысячелетней давности независимости и самоопределения народа Израиля. Некоторые свитки мы видели и в музее в Аммане, Иордания, но там они такого ажиотажа не вызывали.

Свитки содержат ранние библейские и небиблейские тексты, зачастую описывая события, которые по каким-то причинам не вошли в официальные библейские каноны, т.е. апокрифы. В тускло подсвеченных витринах выложена часть найденных свитков с расшифровкой-переводом на иврит и английский о "войне сынов света против сынов тьмы", путешествии Еноха и еще что-то смутно знакомого мне по альбомам Garden Of Delight середины 2000-х. Можно было, наверное, провести часы в чтении переводов апокрифических текстов рядом с оригиналами, но мы пришли в музей не за этим, а за вещественными свидетельствами развития общества в этих краях.

Последнее мы вполне получили в археологическом разделе музея, где логично представлено развитие человечества от финикийского Ханаана, изобретателей алфавита в современном европейском понимании, эпох в истории иудейских государств, эры господства греков и римлян до времен Саладина и далее... Эпохи исламского владычества мы уже пробегали мимо, подгоняемые сотрудниками музея, а посмотреть на картины Рембранта, Шагала и Писсарро так и вообще не удалось.

Но если придется как-нибудь вернуться в Иерусалим, то непременно нужно будет еще один день потратить на обследование музея Израиля и, через дорогу, на артефакты ближневосточных цивилизаций в музее библейских земель (Bible Lands Museum, http://en.wikipedia.org/wiki/Bible_Lands_Museum). Эти музеи сейчас играют ключевую роль в израильском государстве, как бы неся в своих коллекциях документальные доказательства прав евреев на Святую Землю.


Модель Иерусалима времен Второго Храма в период правления Ирода Великого две тысячи лет назад. Укрепленная храмовая гора, на которой располагается комплекс самого храма, соединяется с крепостью, левее располагаются лабиринты домов бедноты, виден театр и цитадель на другой стороне. Сейчас от этого сохранилась лишь сама укрепленная гора (правда, храм там сейчас стоит другой) и цитадель, где теперь располагается музей Иерусалима.


Менора (если быть точным, то копия меноры, ведь сам древний светильник давно утерян) в археологическом музее Иерусалима, семисвечный канделябр, распространенная иудейская символика. Любопытно, что евреи до сих пор считают, что сам золотой светильник времен второго храма может храниться в подземельях Ватикана, куда его, возможно, пометили после разгрома Титом восставшей Иудеи и разрушения храма.


Дорога в Иерусалим. Древний город находится на возвышенности и там существенно прохладнее, чем в Тель-Авиве. Трасса из Тель-Авива довольно прилично загружена, и, как и на подъезде к любому большому городу, в районе Иерусалима возможны пробки. Впрочем, тут нам пока везло.




Современный город расползается на окрестные холмы в виде амфитеатра, где вместо сцены - трасса на Тель-Авив. Окрестности Иерусалима в сторону Тель-Авива занимают еврейские деревни, тогда как в сторону Мертвого моря уходят высоченные бетонные стены с колючей проволокой. Мы сначала подумали, что просто совпадение, мало ли, ограждение военной базы или еще чего, но нет, за бетонными стенами располагаются палестинские территории.


Вот к чему сложно привыкнуть во время пребывания в Иерусалиме, так это к бородатым молодчикам в штатском, поигрывающим пальцем на курке автоматического оружия. Нацепленную на голову ермолку как-то не сразу замечаешь.


Собственно, сам музей.


Знали бы, что музей такой огромный, не стали бы тратить время на фотографирование.


Белый купол "святилища книги" а-ля "сыновья света". Вообще большая часть музея расположена под землей.


И, напротив белого купола, черная стена а-ля "сыновья тьмы".


Элементы макета Иерусалима. Вообще макет довольно показателен и мы уже потом, блуждая по лабиринтам старого города, постоянно его вспоминали.


Кварталы бедноты и римский театр.


Второй храм, построенный Иродом Великим и разрушенный римлянами после подавления иудейского восстания. От иудейской святыни сейчас осталась только стена, некогда поддерживавшая конструкции храмовой горы.




Группка американских туристов... Вообще из иностранных туристов в Израиле преобладают именно американские.


Святилище книги...


Амфора, в которой нашли одни из свитков кумранской общины.


Но идем дальше. Тут выставлены элементы конструкций древних синагог, заменителей иерусалимских храмов (или того, что от них осталось)


Ханаанские статуи-захоронения. Внутрь помещали иногда сразу несколько тел.


Вот такие женские божества...


Медный век в регион Палестины пришел рано - этим артефактам из клада в иудейской пустыне шесть тысяч лет возраста.


Еще одно "женское" божество.




Еще одни захоронения эпохи медного века.




Некоторые ханаанские захоронения содержали богатые дары.


Камень с неясной надписью на арамейском - весьма важный реликт для Израиля, содержащий список побед арамейского короля и упоминающий иудейских королей "из рода Давида", первый "небиблейский" референс для народа Израиля, дающий право считать, что в основе библейского текста лежат реальные исторические события.




Ассирийское "панно" с картиной завоевания Иудеи


Залы эллинистического периода.


Элементы бани времен царя Ирода. В крепости Масады, куда мы поехали через несколько дней, сохранилась и разноцветная штукатурка и мозаики - прямо как здесь, в музее.


Иудейские захоронения времен второго храма, подозрительно напоминающие несколькими фотографиями показанные ранее древние саркофаги для костей. Для экономии места труп сначала просто закапывали, ждали окончания разложения, а потом кости умершего родственника тщательно собирали и укладывали вот в такие шкатулки. Немного напоминает погребальные практики на Оркнейских островах (правда, там это практиковалось намного раньше), где тело сначала отдавали на растерзание стервятникам, потом кости собирали и раскладывали в место захоронения (руки - налево, ноги  - направо). Бррр...


Уже более традиционные саркофаги.


И нелюбимый иудеями имератор Адриан, подавивший второе иудейское восстание.


Нумизматическая редкость - монеты Иудеи в годы первой иудейской войны. В течение пяти лет восстания до романтизированного в литературе момента взятия римлянами крепости Масады в Иудее имели хождение собственные монеты.




И свидетельства "романизации" и "эллинизации" общества. Так выглядели Афродита и Эрос.


Если правильно запомнил, сия мозаика представляет собой персонификацию Иерусалима (городские стены как корона) с рогом изобилия.


Сюда же добрался хорошо знакомый нам культ Артемиды Эфесской.


Что любопытно, культу Христа в музее не уделено особого внимания, сказано что типа был, как и Артемида Эфесская, но в те времена было столько пророков, что кто их там всех упомнит.




И залы исламского владычества. В затылок, правда, уже дышали сотрудники музея, закрывающие экспозицию.




Помимо археологии Палестины, в "музейном отделе музея" есть еще много чего - от искусства доколумбовой Америки до картин Рембранта и Писсарро. Но это как-нибудь в следующий раз.


Уже сумерки, нам еще выбираться из Иерусалима и искать наше место размещения, где мы проведем следующие три ночи - где-то в кибуце, в пустыне между Иерусалимом и Мертвым морем.


Не буду описывать наши приключения в поисках нужного нам кибуца, еврейской деревни, огражденной от врагов вооруженными кордонами и заборами с колючей проволокой, где-то на границе с иудейской пустыней и территорией автономии Палестины. Зато окна комнаты выходили на песчаные дюны, в ночи были слышны писк летучих мышей и шорох дикообразов внизу, которые были хорошо видны в свете прожектора и где-то вдали освещали небосвод огни палестинского Иерихона.






Поутру


Думаю, что если еще раз поедем в Иерусалим (а мы туда непременно еще поедем), то остановимся в том же кибуце. Именно там нам понравилось больше всего за всю поездку, как бы подтверждая правило, что самое дешевое размещение будет самым лучшим. Конечно, заманчиво остановиться в самом Иерусалиме и погулять по ночному городу, но абсолютная тишина пустыни за окном, нарушаемая поутру птицами и ночью писком мышей - нечто особенное.





Tags: 2011, israel, israel nov2011, travel
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments