moonwalker004 (moonwalker004) wrote,
moonwalker004

• Location:
  • Music:

Шотландия: вал Антонина (Antonine Wall), дорога на запад, Обан (Oban), Форт Уильям (Fort William)

Эдинбург – Форт Уильям – Гебриды(Скай – Юист – Льюис) – Уллапул – Питлохри

Насмотревшись на инженерные новшества Фолкерка, мы отправились искать инженерные сооружения постарше, ведь вал Антонина, который можно увидеть в окрестностях Фолкерка (Antonine Wall, http://en.wikipedia.org/wiki/Antonine_Wall) возвели римляне еще в середине второго века н.э., ограничив таким образом границы Империи на Британских островах и надеясь защититься от безбашенных пиктов и скоттов, обитающих где-то там, за стенами.

Я по началу относился к этой стене типа как к Берлинской, которая местами разрушена, местами снабжена информационными табличками и превращена в достопримечательность. Но на деле все оказалось по другому. За почти что две тысячи лет стена была "поглощена", растворилась в окружающем и сейчас представляет подозрительной формы холмы, тянущиеся через всю Шотландию примерно на уровне Эдинбурга. Холмы поросли травой и деревьями, на них пасутся овцы, кое-где они снесены, чтобы расширить границы поселения / дороги и т.д. В-общем, мы искали стену, гуляя прямо по ней.

И пора, наконец, на запад. Уже знакомая дорога минует Стирлинг и превращается в узкую дорожку, ведущую в малонаселенный западный Хайлэнд. Впрочем, сама дорога не пустует, особенно летом, а запружена всякими трейлерами, пикапами с лодками на прицепе или байдарками сверху, и другим неторопливым транспортом, позволяющим спокойно рассмотреть проезжаемый пейзаж.

А посмотреть по дороге есть на что. Небольшие холмы вырастают до размеров гор, появляются длинные "лохи" ("lochs", озера или заливы непременно вытянутой формы), деревья становятся выше, и начинает пахнуть морем. Вот Эдинбург, располагаясь на берегу залива, пахнет чем угодно, только не морем, а тут до моря еще полсотни километров, а оно уже пахнет.

По старой памяти заехали в Обан пообедать, вспомнив чудесный ресторан со свежими морепродуктами, и завершили путь в Форт Уильяме, столице западного Хайлэнда и точкой ночевки по пути на острова. Где-то в B&B в десятке километрах от города на берегу залива Линни (Loch Linnie) мы вечером смотрели закат, пили вино, заедая его выдержанным оркнейским чеддером, и тут буквально к нам вышла выдра.

Пушистый зверь только что удачно поохотился, о чем свидетельствовала приличного размера рыбина, торчащая из пасти, и собирался начать трапезу прямо на илистом берегу в метрах шести от нас. Выдры вообще не особо полагаются на слух и зрение, предпочитая из всех органов чувств нюх, а небольшой ветер дул со стороны моря, поэтому через несколько минут, осмелев, я подошел к зверю на расстояние метров трех, что было слышно чавканье, с которым выдра управляется с рыбой. Потом подошла Ольга, и только когда мы решили продвинуться вперед еще немного, зверь насторожился, пристально посмотрел на нас ("-Это мы, столбики!"), посмотрел на жалкие остатки рыбы и нырнул в море.

Потом мы неоднократно видели существ, казавшихся издалека выдрами (но чаще оказывавшихся тюленями), но такого двадцатиминутного спектакля, как тут, больше не было. Это подтверждает простую истину, что если ты хочешь увидеть выдру, достаточно просто забыть об этом, а уж выдра сама решит, когда ей показаться, вне зависимости от наличия рядом дороги, шума и твоих соображений о местах, более всего подходящих для наблюдения за выдрами.

Обан, город, сошедший с обложки календарей.

Застуканная за обедом выдра на берегу залива недалеко от Форт Уильяма.

Таблички Antonine Wall указывают как будто в пустое поле.

Но если присмотреться, можно найти и контуры стены.

Какие-то участки стены, наверное, срыты за ненадобностью. Где то вот такие парки.

Но едем на "дикий запад". Деревья становятся выше...

Появляются озера и заливы.

Холмы становятся выше.

Начинается Хайлэнд

Появляются голые холмы.

Привет из Хайлэнда!

И добрались до Обана, городка на западном берегу на воображаемой границе Хайлэнда.

Кто куда, а мы - в портовый ресторан. Дверь его украсилась относительно прошлого года мишленовскими рецензиями, цены подросли, зато он оказался единственным местом, где давали устриц. Устрицы вообще не редкость в Шотландии, но в эту поездку мы как-то на них почти не попадали, хотя другого сифуда было в избытке. Мы еще в прошлом году оценили, что устриц вполне неплохо запивать гинесом.

Устричный голод.

Со стороны кажется, как это можно есть? Оно же все склизкое и безвкусное.... Но если распробовать, то воспринимаешь как изысканный деликатес, особенно учитывая что это свежие устрицы, пусть чуть подмаринованные, и им не нужно было проделывать долгий путь до Москвы. За окном как раз сворачивали небольшой рыбный рынок, откуда и поступает большинство позиций меню ресторана.

И добрались до нашего B&B в окрестностях Форт Уильяма. B&B - небольшие гостевые дома на несколько комнат (вплоть до одной-двух, хозяева живут там же и вы при желании вечером можете с ними посмотреть телевизор или обсудить политику) и являются популярной альтернативой размещения в отелях. Мало того, что отели в той части Шотландии переоцененные, они еще и редкие, поэтому разумными опциями остаются частное размещение в формате B&B, или хостели.

Хостели дешевле и там к вам никто не лезет по утрам в душу с дурацкими вопросами и ты не обязан поддерживать беседы с хозяевами и другими постояльцами ("-Да, вчера погода была хорошей, что редкость для этих мест. Но я утром видел тучи и она может испортиться... -Что вы говорите! Будет очень жаль, если пойдет дождь"), нет необходимости ни свет ни заря выползать на обязательный завтрак ("-Как, ваша супруга заболела? Почему она не желает завтракать? Как, вы разве не отведаете нашей яичницы с помидорами на гриле?"). Но хостели есть далеко не везде, а B&B зачастую располагаются в красивых местах, занимают исторические здания и т.д., да и просто может повезти с хозяйкой и подходом к размещению, как повезло нам на Юисте.

Дом караулил сторожевой кот.

На большинстве табличек, которые мы проезжали мимо, висело "No Vacancies", тут же они просто не поменяли вывеску. Лето в Хайлэнде - сезон, а вариантов размещения не так уж и много, при нас в Уллапуле человека, искавшего размещение на месте послали за 200 км в отель со стоимостью номера под 200 фунтов за ночь, так что планировать путешествие летом в Шотландии имеет смысл заранее.

Территория B&B выходила к заливу.

Где мы с пандой и решили поужинать.

Надо сказать, что если нет ветра, то летний вечерний пикник на открытом воздухе в Хайлэнде - плохая идея. Моментально налетают мелкие мошки, которым нет числа и от которых нет управы, ни один репеллент их не пугает. Они кружат беззвучно, но очень сильно кусают и укусы держатся по нескольку дней да так, что не спишь от них по ночам. Спасают только мелкие сетки и полное обмундирование. Или ветер.

Лесистые берега Лох Линни

Пикник на природе - оркнейский чеддер и немецкий пино нуар.

И вдруг вышла выдра.

Зверь нас не замечал и занимался своим делом - обедом.

Но визит выдры закончился и осталось только размышлять о судьбах мира, пока мухи давали возможность.