Забегая вперед скажу, что день, когда мы поехали в заповедник Германесс (Hermaness Natural Reserve, http://en.wikipedia.org/wiki/Hermaness), что на самом северном мысе Унста, самого северного острова Британии, запомнился как самый прекрасный день путешествия.
Заповедник начинается с парковки и неприметной калитки, от которой начинается тропа, размеченная столбиками и "Злобно Загаженная Зайцами" (точнее, кроликами, но "ЗЗЗ" забавнее). Если идти прямо, то через несколько километров поднимаешься на холм Германесс (Hermaness Hill), откуда тропа выводит к высоченным скалам, и оттуда прекрасно видны скалы с маяком Макл Флугга (Muckle Flugga), который, как говорят, построил не то отец не то дядя (по разным данным) Роберта Луиса Стивенсона (да и вообще Остров Сокровищ по очертаниям был слизан с Унста), а также Аут Стэк (Out Stack), самые северные уже даже не острова, а скалы Британии.
Но не это главное. Стоило нам немного спуститься к самим скалам, как мы заметили, что вниз по скале, буквально в нескольких метрах от нас, происходит какая-то жизнь. Пригляделись – да под нами тусуются паффины! (Вообще то в русской традиции этих птиц принято называть "тупиками", но какие они тупики! Посмотришь и видишь – вот он, именно паффин, http://en.wikipedia.org/wiki/Puffin…).Поначалу мы заметили нескольких, я усердно за ними бегал с фотоаппаратом. Потом мы разглядели группу особей так 50, я пытался пробраться к ним поближе. Когда же мне это занятие надоело, мы прилегли передохнуть в подветренном месте, буквально в паре метров от нас встала пара ярких, красно-черно-белых паффинов, недоверчиво, но не без любопытства на нас поглядывая. Под конец прогулки мы чуть ли не разгребали их ногами.
Паффины – это какие-то "птичьи кошки" и наблюдать за ними можно бесконечно. Помню, в норвежском Гьесвере, что неподалеку от Нордкапа, нам показывали редких пролетающих мимо паффинов как что-то необычное, которое еще нужно высмотреть. Здесь же пожалуйста, смотрите, сидят в двух метрах, собирают траву и явно занимаются строительством гнезда. Становится понятно, почему земля на зеленых скалах изрыта многочисленными норами – и это вовсе не кролики, которых полным-полно в округе, их оттуда успешно выселили паффины. Проведя зиму в Атлантике, они неизменно возвращаются на эти мягкие, покрытые травой скалы, чтобы растить потомство. В норы паффины залазят гордо и не торопясь, да и вообще они птицы стеснительные, рядом с человеком не живущие, но его и не боящиеся.
Впрочем, быстро снующими паффинами население Германесса не ограничивается – огромное количество уютно устраивающихся в скалах бело-серых чаек-моевок (kittiwakes, http://en.wikipedia.org/wiki/Kittiwake), крупные, предпочитающие держаться на расстоянии, и даже опасные даже для человека серо-бурые большие поморники (Great Skuas, http://en.wikipedia.org/wiki/Great_Skua, или Bonxie, как называют их местные, на Шетланде обитает больше половины их мировой популяции), птицы наподобие чаек под странным названием в русской традиции "глупыши" (в английской – Fulmar, http://en.wikipedia.org/wiki/Fulmar), огромные с черными крыльями морские чайки (Great Black Backed Gull, http://en.wikipedia.org/wiki/Great_Black-backed_Gull), черно-зеленые длинноносые корморанты (Shags, http://en.wikipedia.org/wiki/European_Shag, вообще-то в русской традиции их называют бакланами, но "корморант" звучит куда изящнее и более подходяще) и колонии изящных желтоголовых северных олушей (Gannets, http://en.wikipedia.org/wiki/Gannet), умеющих сложить крылья и истребителем броситься вниз.
Последних мы заметили издалека – прибрежные острова-скалы с вершины холма кажутся как будто в пупырышках, но когда присмотришься – все оказывается живым, желтоголовые птицы без конца снуют между скалами. Да и вообще все летает на разных уровнях – ближе к воде тяжелые бакланы и паффины с небольшими крыльями (до 400 взмахов в минуту. между прочим), выше – олуши и поморники (последние вполне охотно прячутся и в бурой весенней траве холмов Унста), а еще выше – чайки побольше, высокая парусность крыльев которых позволяет им парить надо всеми, но не позволяет на ветру быстро занять удобную позицию. А вот ожидаемого птичьего ора мы не услышали – скорее всего, виной тому был непрекращающийся ветер, относящий звуки прочь.
Вот, никогда особо не интересовался птицами, а тут узнал много новых русских слов. Фотографий получилось много, поэтому разобью пост на две части…

Большой поморник и скалы Германесса...

"Че-че там?"... Прекрасные паффины с как будто тушью подведенными глазами.

Безмятежное утро Унста.

Тюлени на Унсте - обычная утренняя картина. Выезжаешь из хостеля, а там валяются они. Под конец путешествия научились определять "обычного " (common seal) и "серого" (atlantic grey seal) тюленей.

Данные слегка курносые особи - "обычные".


Дикие утки (надо найти правильное название).

Невысокие и гривастые шетландские пониЮ любители встать на дороге...


Вход в заповедник.

Желающих нарезать 10-12 км по пересеченной местности в тот день было не много. Наверное, мы и пара фотографов-энималистов с раскраской объективов в цвета хаки.

В заповеднике.

Мыс Сакса Ворд с недавно списанным со службы радаром.

Бурая трава, синее небо и яркие мы.


Поначалу тропа отчетливо видна и даже чем-то посыпана.


Распутье.

Дикие гуси сливаются с бурой травой, пока не взлетят.


И большие поморники.

Вот такие. Только потом узнал, что они считаются редкой и практически вымирающей птицей.


Нежная растительность Шетланда

От Сакса Ворд не спрятаться.

Тропа переходит в что-то, отмеченное вот такими стобиками.


Небо в лужах.


Штаны и ботинки моментально становятся все в черной грязи.

Но какая разница, в чем ботинки, когда рядом - такое!


Пустынная местность периодически взрывается яркими, с белым задом, убегающими кроликами.

И добрались до маяка.

Надо сказать, что за все время настоящего шторма мы так и не видели. Жаль.

Мелкие пятна на предыдущей фотографии - летают!



И добрались до паффинов. Вот такой вот многоквартирный дом.



Паффины - стеснительные (мы видели полно таких же скал, но их там не было), но не особо пушливые птицы.

И определенно паффины - находка для фотографа. Снимать их легко, и они общительны и фотогеничны.




Чайка-моевка / kittiwake (это ведь она?) в полете.

Наблюдаем за паффинами

Да и за всеми остальными тоже.

Эх....

И паффины "клоз-ап"

Удивительно изящные птицы.



И колония олушей (какое нелепое название - "гэннет"/gannet куда круче!)

По-своему удивительно изящная птица.



Входим в дом.

И опять олуши-гэннеты




Кажется, что там жарко?
