moonwalker004 (moonwalker004) wrote,
moonwalker004
moonwalker004

Categories:
  • Location:
  • Music:

Турция. Милет.

Стамбул – Бехрамкале – Измир – Бафа – Памуккале – Кушадасы – Чанаккале

Приена, Дидимы и Милет – руины древних городов, находящиеся в относительной близости друг от друга, и их довольно удобно осмотреть вместе. Наверное, все так и поступают, и мы – не исключение.

Если ехать с юга, как раз можно с трассы в районе озере Бафа свернуть на Дидимы, потом второстепенной дорогой доехать до Милета, откуда уже рукой подать до Приены. Но начнем с Милета, который запомнился более других.

Море отступило в результате заиливания, того же процесса, сделавшего из морского залива озеро Бафа, и теперь уже сложно представить, каким образом Милет, удаленный на пару десятков километров от побережья, мог являться главным портом Ионийского союза древнегреческих городов. Расположенный посреди выжженной равнины, где не за что и глазом зацепиться, кроме, пожалуй, небольшого холма, куда вписали театр, Милет сегодня нечто большее, чем просто руины.

В отличие от тщательно обнесенного забором и проложенными дорожками Пергама, Милет как будто специально сделан, чтобы по нему бродить и находить что-то самим. Там не так много четких обозначений, нет скучных геометрических характеристик построек, а есть просто руины крупного города – прекрасный и хорошо сохранившийся театр, затопленная агора, бани, фонтаны, и много чего необозначенного.

Археологический музей Милета оказался закрыт, но вынес экспонаты на улицу, где они были аккуратно сложены, что-то под навесом, а что-то и просто так, и, оставив машину у музея, мы пошли в сторону холма театра, отчетливо видимого с дороги. Пройдя мимо закрытого билетного киоска (по крайней мере мы решили подумать, что он закрыт и у него был закрытый вид) мы спокойно вошли в зону "тикетс онли",  начинавшуюся от кафе в сторону театра.

Театр Милета, наверное, самое величественное строение античности не только самого Милета, но и во всей посещенной нами Турции. Было приятно пройтись по крытым галереям, подняться на верхний ярус, откуда открывается прекрасный вид на затопленную агору, а в дымке вдали угадываются очертания морского берега.

Агора Милета когда-то могла похвастаться монументальными воротами с искусными барельефами, но сегодня эти ворота можно увидеть в музее Пергамон, Берлин. Мне всегда подход перемещения ценностей в крупные национальные музеи не нравился, и эти ворота в реставрированном виде намного лучше смотрелись бы в самом Милете, но после последних событий в Египте и Тунисе думается, что в Берлине они находятся в более надежных руках.

Было здорово прогуляться по руинам древнего города, тянущимся далеко от холма театра, где в зарослях колючек можно найти какую-нибудь изящную, резную колонну, а из небольшого болотца может торчать что-то, что когда-то было фонтаном. А чуть в стороне виднелась мечеть Ильяс-бея, сохранившаяся с времен, когда турки еще не могли  взять Константинополь, но уже крепко зацепились в Анатолии. И, конечно, осмотр достопримечательностей всегда пробуждает аппетит. Хорошо, что кафе под рукой.


Монументальный театр Милета, вписанный самый большой в округе холм.


Подзатопленная агора Милета.


Проезжали какой-то комплекс атракционов.


Вдали видны очертания театра и, правее, мечети Ильяс-бея.


Мозаики во дворе закрытого музея Милета.


Экспонаты аккуратно сложены во дворике.


Попадаются всякие части тела.


Например, такие.


И звери.


Речной бог. Оригинал, в банях Фаустины сейчас располагается копия.


Традиционный сюжет.


Мечеть Ильяс-бея выглядит чужеродной на фоне куда более древних руин.


Развалины уходят далеко от расчищенных мест. Никаких табличек, ограничивающих передвижение и тем более заборов с колючей проволокой мы не видели. Впрочем, там полно естественных препятствий - болотца, заросли колючек и прочее.


И вот мы на месте.




Можно погреться на мягком зимнем солнце.




Изящные украшения сидений театра.


Галерея театра.


Когда-то театр венчала вот такая сцена. Сейчас от нее мало что осталось.


Думаю, что так помечали именные места, зарезервированные за той или иной особой или родом.




И агора...


И бани Фаустины.


А из земли тянется к небу нежная растительность.




Не верится, что где-то там когда-то располагался порт.




Бани Фаустины довольно прилично сохранились, но руины агоры все равно романтичнее.


Это, конечно, не английский Бат, но тоже весьма атмосферно.


Украшает бани копия статуи речного бога. Оригинал - во дворе музея, ждет окончания ремонта внутренних помещений.




Нам было весело и было прекрасное настроение. Мы были практически одни в древнем городе и нам казалось, что все построено (и потом разрушено) только для нас двоих.








Эх, Милет... Как же классно там было. В отличие от Эфеса и Гиерополиса, более раскрученных достопримечательностей, древний Милет показался нетронутым костлявой рукой массового турбизнеса.


Вокруг - только руины. Ничего лишнего.




Подошли к агоре.




Колючки тоже были прекрасны.


Несколько восстановленных ионических колонн агоры.




Много чего было спрятано под водой.








По древнему мрамору можно походить.






Плач по воротам южной агоры, которые сейчас выставлены в Берлине.


Вот такие ворота (из Пергамона, Берлин).


Панде Милет пришелся по вкусу.


На древней дороге...




Гуляние по развалинам так возбуждает аппетит!


Кебаб с поджаренным лавашом, проложенным мягким сыром и кусочками курицы. Все это подается непременно с салатом из огурцов и помидоров, а также со свеженарезанным батоном белого хлеба. Ко всему полагается кусок лимона.


А мечеть оказалась на реставрации.
Tags: 2011, travel, turkey, turkey dec2010-jan2011
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments