moonwalker004 (moonwalker004) wrote,
moonwalker004

• Location:
  • Music:

Турция. Озеро Бафа, Гераклея.

Стамбул – Бехрамкале – Измир – Бафа – Памуккале – Кушадасы – Чанаккале

Прогулявшись по территории отеля, раскинувшегося на берегу озера Бафа, мы направились осматривать "малые достопримечательности", вскользь упомянутые в путеводителе, разбросанные вокруг озера, во главе с древней Гераклеей.

Гераклея – когда-то крупный портовый город, выходивший на море, теперь – деревня, где цивилизация отступила вместе с морем, залив которого с удобными бухтами превратился в озеро, ныне бесполезное с логистической точки зрения. На месте древнего города в уединенном месте на юго-восточном берегу озера в десяти километрах от трассы располагается современная деревня Капыкыры, и за деревней узкая, разбитая, но все еще асфальтированная дорога превращается в грунтовку, доступную лишь трактору.

Впрочем, у местных жителей есть вариант лучше – ослики. На них возят дрова, пожитки, какие-то камни, и многое другое. Ослик пройдет везде, даже там, где не пройдет трактор, не требует бензина или солярки и при желании, еще и сам может стать едой, но не думаю, что у кого-нибудь из их владельцев поднялась бы рука их съесть.

В Капыкыры причудливо сочетаются участки древних каменных стен, которые местные жители поленились растащить на дома, остатки колонн храмов, руины древнего театра и бань Гераклеи с традиционным крестьянским бытом, когда перед закатом женщины в шальварах и закутанной в платок головой сгоняют скот, улюлюкая и подгоняя отстающих, возятся с детьми, стирают ковры. Мужчины же что-то обсуждают в кафе при мечети, пьют чай, везут на осликах из леса дрова, что-то чинят в доме. И все это сопровождается мычанием, рычанием, кудахтаньем, окриками, и всеми другими звуками, не претерпевшими изменения на протяжении тысячелетий.

При этом нельзя сказать, что деревня совсем дикая. К туристам там явно привычны, есть масса указателей на пансионы, организуемые в сезон туры на лодках по озеру и на осликах по горам. Кое-где даже встречаются указатели и таблички, без которых многое мы бы упустили. Агора, храм Афины, театр, наскальные гробницы, византийская крепостная стена...

Руины Гераклеи неплохо маскируются под окружающие горы, и не всегда понятно, где кончается созданное природой и начинается созданное человеком. Наверное, в этом виноват цвет камня, добываемого на горе Бешпармак Дагы (в молодости – Латмос), где, если верить мифам, заснул молодой красивый пастух Эндимион. Во время сна в него влюбилась луна Селена, но принципиальный Эндимион испросил у Зевса вечную молодость в обмен на вечный сон. Вот с тех пор луне и приходится периодически заглядывать на землю, чтобы посмотреть на красавчика. Любопытно, что ранние христиане считали Эндимиона святым за самоотречение.

В окрестностях Бафы, говорят, есть руины древних христианских монастырей, которые сохранили древние фрески. Однако, мы в поисках монастыря заблудились в горах, несмотря на усилия местного "гида". Жаль, гид не говорил ни на одном из известных нам языков, и, видимо, в тех частях гор был сам впервые. Хотя. с другой стороны, зачем нам именно монастыри? Нам и так неплохо было глотнуть Эфеса, греясь в последних лучах солнца и наблюдая, как пастухи гонят коров вниз, в деревню. Каждый пастух отвечает только за свое хозяйство, состоящее, как правило, из одной-двух коров, и выгуливание своих животных и есть главное занятие местных жителей днем.

Тем временем закат на прощание осветил все красным светом и быстро стемнело, нас ждал вечер с вином под мерный плеск озерных волн.

В Капыкыры, где быт жителей претерпел мало изменений за последние столетия.

Где-то в горах... Когда-то здесь нашел свое пристанище Эндимион.

Дорога в Гераклею.

И мы в Капыкыры

Ослики в деревне не роскошь.

И островок с живописными развалинами крепости, куда, говорят, в период "низкой воды" можно дойти пешком. Но со стороны развалины кажутся красивей.

Остатки крепостной стены древней Гераклеи.

Парковка сделана прямо на месте, где была древняя агора и храм Афины.

Но самое красивое в Гераклее - совсем не древние руины, а необыкновенно живописные горы, спускающиеся прямо к воде.

Древние камни изящно вписаны в современный ландшафт.

И смайлик.

Древняя дорога...

Ящики по бокам дорог - ульи. По крайней мере мы так решили. Они все пронумерованы и аккуратно уложены.

Древние камни удивительно хорошу вписываются в пейзаж.

В деревне есть несколько пансионов, кое-что даже казалось с виду открытым, но большая часть закрыта до лета.

Сеть тоже оставлена до лучших времен.

Оказывается, что камни внутри полые.

Горные источники.

Жизнь местных. Не могу себя заставить снимать людей "в лицо", а поселить у себя в дневнике немного местного колорита хочется, поэтому такие кадры получаются большей частью с подобного ракурса.

Лимоны. Мы не удержались.

И пару сорвали. Оказались удивительно ароматными.

Склоны Латмоса.

Черные точки на воде - птицы.

Наскальные гробницы древних.

Могилы, выдолбленные прямо в скале.

Впервые видел, как коровы дерутся - одна запрыгивает на другую и пытается подавить ее тяжестью своего веса. Зрелище - не для слабонервных и лучше держаться в стороне.

Крытые сараи - коровники. Коровы есть почти у всех, их уводят днем пастись, а вечером закрывают в таких сараях.

От древнего театра осталось совсем немного.

Да, тут тоже видели туристов. Хотя с виду так и не скажешь.

Пошли искать древние монастыри. Взяли "гида".

Тропы пастухов. Они как раз спускались с горных пастбищ, и приходилось уклоняться от коров, норовивших сбить все, что стоит у них на пути.

Но монастыря мы так и не нашли.

Несмотря на местного гида, монастырей мы так и не нашли. Гид шел с нами от деревни, и потом остался в деревне, проводив по всему пути по горам.

Думаю, ему с нами было весело. По крайней мере до того момента, когда мы поняли, что дальше идти не имеет смысла и решили посидеть и распить пару бутылок пива. Тут гид, не поняв, почему мы вдруг сели, начал проявлять признаки нетерпения.

Турецкий Эфес не плох, не сравнить с тем пойлом, которое продается под тем же названием у нас, но все же переоценен. Такая бутылка в супермаркете стоит порядка 3 лир (1.5 евро), не считая тары.

Закат...

И вездесущие оливки.

Панда из рюкзака дала знать, что ей тоже хочется фото на память.

И улья, аккуратно сложенные по бокам дорог.

И уже в отеле.

Добыча. Последний лимон доели недавно. Вкусный.

И небольшие зарисовки на тему турецкой кухни.

Вино взять в ресторане стоит не намного дороже, чем в супермаркете (впрочем, мы взяли его единственный раз, предпочитая наслаждаться вином самостоятельно, вдали от официантов). Конкретно это вино оказалось неплохим, стоило 15 евро (30 лир) в супермаркете и 20 евро (40 лир) в ресторане. Конечно, это не то чтобы дешево, но вполне стоит своих денег.

Турция - страна закусок. Они там самые вкусные. Нам пришлись по душе рулетики из слоеного теста с мягким сыром.

И еще в Турции классно делают кальмаров. Наверное, все объясняется тем, что они там просто свежие.

С мясным пирогом в йогурте Ольга угадала. И вообще, все, что так или иначе содержит йогурт или айран, в Турции вкусное.

А я с угрем на гриле не угадал. Так себе, хотя стоит весьма прилично.

И кёфте - небольшие котлетки на гриле.