moonwalker004 (moonwalker004) wrote,
moonwalker004
moonwalker004

Categories:

Турция. Пергам. Акрополь.

Стамбул – Бехрамкале – Измир – Бафа – Памуккале – Кушадасы – Чанаккале

Вот мы и распрощались с гостеприимным Бехрамкале, и направились на юг, в сторону Измира. По пути удобно заехать в одну из заглавных археологических достопримечательностей Турции, Пергам (Pergamon), ведь древний город находится недалеко от основного шоссе, ведущего на юг. Съезд на современный городок Бергама, выросший на месте древнего города, находится где-то посреди пути, и от него дорога ведет от моря вглубь материка еще около десяти километров.

Мифическая родина пергамента, Пергам, столица древнего Пергамского царства, и, позже, римской провинции Азия, некогда занимал довольно обширную территорию. И сейчас на внушительном холме гордо высится акрополь, от которого руины расползаются в разные стороны, доходя до территории современного города, где частично уходят под землю (точнее, под дома и улицы).

От древнего Пергама сейчас можно полюбоваться на акрополь, располагающийся на вершине крутого холма, Асклепион, древний ритуально-медицинский центр, куда ведет дорога от городского муниципалитета, а также на экспонаты археологического музея. К сожалению, как это часто бывает, еще задолго до того момента, когда турки сами стали интересоваться историей населенной ими земли, тут побывали европейские археологи. Поэтому самая главная достопримечательность Пергама, знаменитый роскошный алтарь Зевса, можно прекрасно рассмотреть в музее Пергамон, который был специально сооружен для этого произведения искусства в Берлине.

Проехав Бергаму насквозь, мы по указателям выехали в сторону акрополя, куда с небольшой стоянки поднимал новый и блестящий 8-лировый подъемник. Заплатив за подъем, мы удобно устроились, наблюдая, как под нами виляет древняя дорога, мощеная крупными поблескивающими на солнце плитами. Кое-где были видны остатки древних зданий – колонны, арки, фундамент. На отдалении просматривались колонны древней агоры, которая находилась посреди пути на акрополь.

Пройдя мимо скопления местных котов и продавцов свежего гранатового сока и заплатив за вход, мы прошли через турникет (а почти все крупные музеи Турции обладают подобными турникетами) и попали на территорию акрополя древнего города. Жалею, что мы не купили какой-нибудь гайд-бук в ближайшем ларьке, а понадеялись на какие-нибудь вменяемые таблички и указатели. А их не было. Точнее, почти не было. Таблички были, конечно, но все больше про геометрические особенности того или другого строения и его технические детали.

Когда поднимаешься на акрополь Пергама, среди обширных руин древних храмов, фонтанов и театра из местного серо-коричневого камня, в глаза сразу бросается белый мрамор частично восстановленного храма Траяна. Окруженный подземными галереями, многоярусный храм довольно сложной конструкции венчают несколько ослепительно белых на ярком солнце и тщательно декорированных колонн. 

За храмом Траяна тропа ведет через крепостные стены к руинам древнего акведука, а если пойти вниз, то, миновав площадь с основаниями колонн от древней библиотеки (где, говорят, когда-то содержалось порядка 150000 свитков, и которую Марк Антоний подарил в свое время Клеопатре) и от храма Афины, можно спуститься к остаткам от алтаря Зевса, прекрасные барельефы которого украшают сейчас огромный зал в Берлинском Пергамоне.

Если идти дорогой ниже, то можно спуститься к сцене театра, вписанного в склон горы, руинам храма Диониса, и, дальше вниз, к верхней агоре. Все интересные места в Пергаме находятся на существенном удалении и мы потратили довольно много времени на осмотр акрополя, и не знали, будет ли выход, если идти древней дорогой вниз, через средний город и нижнюю агору, поэтому, вернувшись к площадке фуникулера, мы взяли по стакану свежевыжатого гранатового сока и направились в город.


Руины храма Траяна на акрополе Пергама.


Пергамский, трехцветный.


Прокатиться пару сотен километров по шоссе, проходящем через множество населенных пунктов - лучший способ посмотреть, чем живет страна. Вот, например, машина со стамбульскими номерами (!) везет барана то ли на продажу, то ли на забой.


И продают вот такие бадьи оливок. Эх, почему мы не можем все увезти домой!


Вдалеке в дымке видны минареты мечети.


Дымка окутала и дорогу.


Фонарик. Турки вообще иногда очень неожиданно проявляют себя эстетами. Посреди помойки и непритязательных зданий, о которых, пожалуй можно сказать только то, что они - формы параллепипеда, можно встретить вот такую роскошь.


И приехали в Бергаму. Это - новый подъемник на акрополь Пергама. В принципе, туда можно с нижней стоянки подняться пешком ("-На это нужно время, у нас его мало..."), или заехать на машине ("-Все равно хочу на подъемнике!"), проехав под старый знак "кирпича".


Древняя дорога на акрополь с подъемника.


Акрополь Пергама.




А внизу, с другой стороны от города Бергамы - водохранилище.


И горы


И опять пергамский пушистый.






Руины алтаря Зевса в Пергаме.


Алтарь в музее Пергамон, Берлин.


Станция фуникулера.


Наверное, окружающие виды - самое лучшее на акрополе Пергама.


Внизу - современная Бергама.




Под храмом Траяна сохранились подземные (когда-то) галареи с арочными сводами.




Сам храм... Наверное, храм Траяна - лучшее, что сохранилось на акрополе Пергама.


Все это - территория храма, построенного римлянами для укрепления вертикали императорской власти через добавление императоров в пантеон богов.


Частично восстановленный резной портик храма.




Театр на акрополе, один из нескольких в Пергаме, изящно вписан в гору.






Справа видна площадь, где когда-то была аозведена известная пергамская библиотека.


Галереи храма Траяна








Сооружение, имеющее отношение  к системе подачи воды на акрополь Пергама. Я, честно говоря, не имею четкой картины, как вода распределялась по древним городам. Все понятно, когда источник располагается на возвышении или вода подается акведуком с соседних гор, достаточно от него провести терракотовые трубы и сделать разводку, но как древние закачивали воду наверх? Неужели уже тогда были насосы? И, если да, кем и как они приводились в движение? Рабами, животными? Вопросов пока больше.

Да и с акведуками вопрос открытый. Известно, что для подачи воды в Константинополь, тянули акведук в несколько сотен километров с территории балканских гор. Как там вода двигалась? Неужели только из-за разности в высоте?




Алтарь Зевса.


Вот такой. Теперь в Берлине. Наверное, принимая во внимания последние события в Египте, так для истории вообще и для алтаря в частности даже лучше. Меняю свою точку зрения и считаю, что все сокровища музея Каира (да и всех музеев Египта) нужно срочно вывезти в Лондон или Берлин!




Спустились к театру.


Как-то так, наверное, было когда-то.


Кое-где прекрасно сохранились барельефы.








И опять открывается прекрасный вид на город. На переднем плане видна разрушенная "красная базилика" - церковь египетских богов Изиды и Сераписа, позже использовавшаяся христианами, а в конце концов турки отделили кусок здания, пристроили к нему шест с матюгальником и обозвали мечетью.




А там - руины нижней агоры.


Кое-какие археологичеескте находки можно посмотреть прямо там.


И развал для туристов у входа в акрополь - магниты,  книги, какое-то брахло, все что угодно. И коты. И кафе "Зевс" (я бы назвал - "У Зевса", красивее).


Так нам делают сок.


Уже внизу, у подъемника. Тут пасутся куры, которых не пускают на акрополь, территория которого огорожена забором с колючей проволокой.
Tags: 2011, travel, turkey, turkey dec2010-jan2011
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments